агрессивные дети

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

  Кемеровская область, город Мыски, улица Первомайская, 21 тел. 8-(384-74)-2-11-88,

E-mail: school6myski@mail.ru 

Агрессивные дети

 

                                                                                                                                                    

Практические рекомендации,

 как правильно вести себя с детьми,

проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

 

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

 

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

  •  выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

  •  позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»). 

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности

 

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоиться, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуж­дением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи.

 

Для этого используются следующие приемы:

 

  • констатация факта ("Ты ведешь себя агрессивно");

  • констатирующий вопрос ("Ты злишся?");

  • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной - аппелиция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). 

Давая обратную связь агрессивному поведению ребен­ка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

 

3. Контроль над собственными негативными эмоциями

 

Необходимо очень тщательно контролировпать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.  Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - разражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

 

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нуж­но взаимодействовать с агрессивным человеком.

 

4. Снижение напряжения ситуации 

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию являются:

 

  •  повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

  •  демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу";

  •  крик, негодование;

  •  агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

  •   сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

  •  использование физической силы;

  •  втягивание в конфликт посторонних людей;

  •  непреклонное настаивание на своей правоте;

  •  нотации, проповеди, "чтение морали";

  •  наказания или угрозы наказания;

  •  обобщения типа: "Все вы одинаковые", "Ты, как всегда ...", "Ты никогла не ...";

  •  сравнивание ребенка с другими детьми (не в  его пользу);

  •  команды, жесткие требования, давление;

  •  оправдания, подкуп, награды.

 

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.

 

5. Обсуждение проступка

 

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци­дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде­лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить нега­тивные последствия агрессивного поведения, его разрушитель­ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

 

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

 

    Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и не­гативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его аг­рессивного поведения.

 

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 

  • публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

  •  не требовать полного подчинения, позволить позростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

  •  предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками;

  •  настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

 

Важное условие  воспитания  «контролируемой  агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить си­туацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрес­сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак­ции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, исключает следующие приемы:

 

  •  нерефлексивное слушание.           Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Молчать, так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддержать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

  •  пауза, дающая ребенку полностью успокоится;

  •  внушение спокойствия невербальными средствами;

  •  использование юмора;

  •  признание чувств ребенка.

  •  дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соотвествие его невербальных реакций словам.  

 

Советы    родителям

 

Безусловно,  принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его  переживания, мнения.

Чаще бывайте со своим ребенком.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

 Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

 

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

 

Обнимайте друг друга не менее четырех раз в день.

 

Принимайте решения вместе.

 

Действуйте на ребенка собственным положительным примером.

Дата последнего обновления страницы 24.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения